И.В. Васина. Графические рисунки 1941-1945 гг. Бориса Горлача из собрания Амурского областного краеведческого музея как малоизвестная страница в истории российской военной графики ХХ в.
В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. появились значительные произведения графики, причем многообразие впечатлений породило многообразие форм: это и быстрые документально-точные фронтовые зарисовки, разные по технике, стилю и художественному уровню; это и портретные рисунки бойцов, партизан, моряков, санитарок, командиров; это и пейзажи войны, Наконец, это целые серии графических листов на одну тему, например Д. Шмаринова «Не забудем, не простим» (1942), А. Яр-Кравченко «Герои воздушных боёв за Ленинград» (1942), Л. Сойфертиса «Крым» (1942-1943).
В этот тяжёлый для страны период выдвинулось много молодых художников, которые были непосредственно участниками военных действий. Среди них - амурский художник-фронтовик Борис Трофимович Горлач (1917-2009), который в составе 2-й Краснознамённой армии Дальневосточного фронта принимал участие в войне с Японией в 1945 г.
Его имя и творчество неизвестны широкому кругу общественности. В 2016 г. Амурским областным краеведческим музеем совместно с ООО Платина в рамках реализации плана мероприятий федеральной целевой программы «Культура России» на 2016 год было принято решение о подготовке макета каталога, где будет представлена уникальная коллекция графики 1941-1945 гг. члена Союза художников России Б.Т. Горлача из фондов музея. Выпуск издания приурочен к столетию со дня рождения автора в 2017 г.
Коллекция, переданная Горлачем в музей в 2003 г., состоит из 87 фронтовых рисунков, которые объединены в 13 серий: «Бойцы 41-го года», «Воины-амурцы 1941-1945 гг.» «Мои однополчане», «Теряли друзей боевых», «Приказ Родины выполнили», «Всё преодолели», «В Маньчжурии русский солдат», «С боями через Малый Хинган», «Разгром Квантунской армии», «Освобождение», «Встреча освободителей», «Радость Победы», «Слава победителям».
В работах документально отражены все тяготы и трудности военной жизни, воспроизведены реальные истории и события, свидетелем и непосредственным участником которых был Горлач. Фронтовые зарисовки позволяют пройти весь боевой путь с художником и вместе с ним, спустя годы, увидеть войну глазами солдата-победителя.
Коллекция военной графики Б.Т. Горлача имеет не только художественную ценность, но и является подлинным историческим документом, своеобразной летописью, хроникой военных лет, в особенности периода войны с Японией в августе-сентябре 1945 г.
Переправа через Амур у Константиновки, бои у Сяохэси и Сяоуцзявопен, переход через Малый Хинган, марш через Лунчжэнь, Бэйань и Кэшань, возвращение на Родину - это почти 1000 километров тяжелых боевых дорог, пройденных с боевыми товарищами младшим сержантом Горлачем. Он уцелел в бою, едва не утонул на переправе через Сунбэлахэ, видел радость освобожденных и капитуляцию врагов – всё это Горлач изобразил в своих рисунках.
Всего в тяжёлых военных условиях с натуры художником было выполнено около 200 рисунков, из которых сохранилась только часть.
Среди рисунков есть работы, где Горлач изобразил себя: «Красноармеец Б.Т. Горлач. Автопортрет. 1939-40.1941-45» (серия «Бойцы 1941 г.), «Я был миномётчиком. Маньчжурия. Август 1941 г.», «Сержант Горлач Б.Т. Через взорванный и горящий мост», «Через взорванный мост. Август 1945 г.», «Моё спасение. Маньчжурия. 1945 г.». «Переправа через Суньхэ. На подступах к Малому Хингану. Август 1945 г.» (серия «С боями через Малый Хинган»).
В самой трагической серии - «Теряли друзей боевых» некоторые работы отличает вынужденная беглость, схематичность написания, что передаёт ощущение драматизма, трагичности совершающегося.
Горлачу свойственна обострённость чувств в каждом рисунке, он переносит нас в атмосферу боли, смерти: здесь раненые («Смертельно раненный. Старший лейтенант Сабельников»), убитые («Убит за Амуром. 1945»), те, кто по примеру других совершает подвиг («Повторяли подвиг Матросова. Младший сержант А.Я.Фирсов. 1945 г.»).
Серии «В Маньчжурии русский солдат», «Встреча освободителей» «Освобождение», «Радость Победы» эмоционально объединёны радостью и предчувствием конца войны.
На отдельных рисунках запечатлены массовые триумфальные сцены, где китайцы – мирные жители - шумно, с чувством радости и счастья приветствуют своих освободителей - Советскую армию: «Встреча у города Кэшаня. 1945 г., август», «Встреча», «В Манчжурии русский солдат. Встреча освободителей. Август 1945 г.» (серия «Встреча освободителей»).
Эти и другие фронтовые рисунки ещё раз подтверждают: каждая работа художника – отдельная подлинная история, рассказанная непосредственным участником событий.
На переправе через реку Суньхэ огнём своего миномета сержант Горлач уничтожил большую группу находящихся в засаде японских смертников с пулеметами, за что был награжден медалью «За боевые заслуги».
Горлачу удалось хорошо передать доверительное отношение местного населения к советским солдатам в бытовых сценах (серия «В Маньчжурии русский солдат»): вот боец играет с крестьянскими детьми («Мирная беседа. 26.08.1945 г.»), крестьянка угощает воина («Русскому солдату. Маньчжурия. 1945 г.»), китайцы слушают русскую песню и игру на гармони («В Маньчжурии русский солдат. 1945 г.»).
Отдельная серия посвящена разгрому Квантунской японской армии. Кроме сюжетных рисунков, в серию входят три портрета японских военнопленных. Художником хорошо переданы их чувства: растерянность, обречённость.
Ощущение бессмысленности подвига вызывают фигуры японских смертников: «После боя. Японские смертники в своём окопе. Маньчжурия. Август 1945 г.», «Смертник. Маньчжурия. 1945 г.» («Смерть за императора – высшее блаженство»).
На рисунке «Отдать победителю» (надпись на мече самурая). Маньчжурия. 1945 г.» запечатлено историческое событие: командующий японской пехотной дивизией японский генерал-лейтенант Китазава Тэйджиро в знак поражения отдаёт свой меч командующему 2-й Краснознаменной армии генерал-лейтенанту танковых войск М.Ф. Терёхину. Произошло это 17 августа недалеко от города Сунь-У.
В рисунках не чувствуется ненависти к врагу, скорее проявляется эстетическая позиция Горлача, неотделимая от этической, - гуманизм, неприятие античеловеческой сущности войны в целом.
Графические рисунки Бориса Трофимовича часто экспонируется на выставках в музее, а увеличенная копия рисунка «Отдать победителю» (надпись на мече самурая). Маньчжурия. 1945 г.» является частью постоянной экспозиции «Амурцы на фронте и в тылу».
Много позже отдельные темы графических работ Горлача получили продолжение в живописных работах художника: «Радость Победы» 1998 г., «Так было. Манчжурия, 1945 г.» 1997-2001 гг., «Теряли друзей боевых» 2004-2005 гг.
Комплексное изучение и анализ музейной коллекции позволили ввести в научный оборот новый культурологический материал: Горлач - один из немногих советских художников, кто в своём творчестве запечатлел конец Второй мировой войны и радость победы на территории Маньчжурии, разгром Квантунской армии.
В каталог включена визуальная и текстовая информация, дающая достаточно полное представление об авторе и его творчестве. Материалы отражают особенности военной графики Горлача как единого целого - серийного рассказа о войне со своей кульминацией и концовкой.
Таким образом, представленные в каталоге материалы обеспечивают доступность уникального историко-культурного наследия - ценных реликвий, открывающих для широкого круга читателей ещё одну, не самую известную страницу в истории советской военной графики.
Каталог предназначен для специалистов различного профиля в работе по сохранению памятников истории и культуры, для историков, искусствоведов, всех, кого интересует тема военной истории в искусстве.
Имя выдающего амурского художника по достоинству вписано в историю российского искусства.
Борис Горлач. Графика 1941-1945. Каталог.
И.В. Васина,
учёный секретарь АОКМ.