С.В. Булыгина. «Уже меня не исключить из этих лет, из той войны…»
(о картинах, посвящённых теме Великой Отечественной войны, из фондов Амурского областного краеведческого музея)
Уже меня не исключить из этих лет, из той войны.
Уже меня не излечить от тех снегов, от той зимы.
И с той зимой, и с той землей, уже меня не разлучить.
До тех снегов, где вам уже моих следов не различить.
Ю. Левитанский
Много лет отделяют нас от Великой Отечественной войны (1941-1945). Но время не снижает интереса к этой теме, обращая внимание сегодняшнего поколения к далёким фронтовым годам.
В фондах Амурского областного краеведческого музея хранятся работы амурских художников, творчество которых посвящено этой теме, это картины Б.Т. Горлача, А.Н. Яр-Кравченко, Е.П. Тырковой, О.Е. Петухова, В.К. Захарчука и др.
Часть картин была передана Республиканским центром художественных выставок и пропаганд изобразительного искусства «Росизопропаганда» в 1988 г. Среди них - нечасто выставляемые работы члена Союза художников СССР А.П. Бурлая и народного художника РСФСР А.Д. Романычева.
Их произведения несут в себе горькую правду о войне. Реализм позволил создать героические, монументальные образы эпохи, настоящие «поэмы» о мужестве, товариществе и стойкости духа.
А.П. Бурлай, как и другие советские художники, обращался именно к знаковым, решающим событиям войны, поэтому произведение «У стен Рейхстага» (1977 г.) достаточно масштабно, важно по своему характеру. На картине изображены герои штурма на фоне разрушенного рейхстага. Война окончена. Всюду видны следы только что закончившегося боя. Осколками, пулями выщерблены стены здания. И наши бойцы, закопченные пороховым дымом, утомленные боями, радостные и взволнованные от счастливого сознания победы, охвачены исполненным долгом.
Война глазами ребенка – ещё одна важная тема, затронутая художником. Картина «Война и дети» (1985 г.) посвящена опаленному войной детству, постоянному ожиданию, страданиям, голоду, которые рано сделали ребятишек взрослыми. На картине изображены двое детей - мальчик и девочка, стоящие возле огромного камня с надписью «Мама! Мы каждый день приходим в 10 часов. Ждём тебя!». Мальчик в ожидании смотрит на дорогу, девочка – прямо на нас, как будто задаёт свой недетский вопрос нам, зрителям картины. Обобщающие образы детей символизируют жестокий мир войны, наполненный сиротством, болью, голодом и горем.
Еще одна сторона военной темы – повествование о смерти, проводы в последний путь. Такая сцена представлена в работе А.Д. Романычева «Он был простой солдат». Нашему взору предстаёт тяжёлое прощание четырёх бойцов с молодым солдатом около вырытой ямы для его погребения. Облик каждого из солдат, провожающего товарища в последний путь и приготовившегося отдать последнюю почесть погибшему, дан на высокой драматической ноте.
К военно-исторической теме обратился и современный амурский художник - член Творческого Союза художников России Евгений Зверев. В 2015 г. он передал в фонды музея одну из своих работ «Подвиг Дёмина», где запечатлел героический поступок почётного гражданина с. Поярково Героя Советского Союза Николая Архиповича Дёмина.
Сотрудник Поярковского краеведческого музея Н.П. Лягина так рассказывает о героизме группы разведчиков под руководством Н.А. Демина при выполнении задания командования - взрыве подземной японской электростанции: «С помощью электроэнергии приводились в действие транспортеры, по которым во многочисленные железобетонные доты, связанные между собой подземными ходами, подавались патроны, снаряды, вода, продукты. Многие огневые точки были двух-трехъярусные. После уничтожения верхнего яруса на этом же месте на поверхность поднимался следующий ярус дота, и огневая точка противника возобновляла свою смертельную работу.
Командование понимало, что уничтожение электростанции неизбежно приведет к быстрому падению узла сопротивления, к сохранению жизней советских воинов. Сложнейшая операция по уничтожению электростанции была поручена группе Демина. Разведчики, вооруженные автоматами и гранатами, проникли на территорию электростанции и сняли охрану. Николай Архипович обнаружил лаз, ведущий к подземному зданию, проник в него, заложил тол и взорвал. Слышно было, как рушатся перекрытия. Поднявшись на остекленную крышу, бойцы забросали внутренность здания гранатами. Так была уничтожена электростанция. Хоэрмоцзинская крепость пала. Благодаря его мужеству, находчивости, умелым действиям в разведке и в бою, были спасены жизни сотен бойцов и командиров».
Несмотря на трагичность представленных сюжетов, картины, находящиеся на хранении в фондах областного музея и посвящённые теме Великой Отечественной войны, напоминают нам, современникам, что Победа была одержана во имя Мира и Жизни.
1. А.П. Бурлай «У стен Рейхстага» 1977 г.
2. А.П. Бурлай «Война и дети» 1985 г.
3. А.Д. Романычев «Он был простой солдат» 1976 г.
4. Е.В. Зверев «Подвиг Дёмина» 2015 г.
Источники:
1. Карасик И. Н. К проблеме историзма художественного сознания 1970-х годов (на материале советской художественной критики) // Советское искусствознание. 1981. № 2. М., 1982. С. 24–50.
2. Сорок лет Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Дипломные работы выпускников Института имени И. Е. Репина и Института им. В. И. Сурикова: Каталог/Сост. Л. С. Полякова, вступ. ст. И. М. Бляновой. Л., 1985.
3. Юбилейный справочник выпускников Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина Российской академии художеств. 1915–2005 / Авт.-сост. С. Б. Алексеева. СПб. : Ин-т имени И. Е. Репина, 2007.
4. http://www.igorminakov.ru/issledovaniya/velikaya-otechestvennaya-vona-1941--1945
С.В. Булыгина,
специалист экспозиционной и выставочной деятельности АОКМ