Виртуальная выставка «Эвенки Приамурья»
Виртуальная выставка «Эвенки Приамурья», подготовленная в преддверии Международного дня коренных народов мира, рассказывает об эвенках - коренном народе Амурской области.
В основе экспозиции - материалы (фотографии, документы) и уникальные предметы ХIХ-ХХ вв. из этнографической коллекции, хранящейся в фондах Амурского областного краеведческого музея.
Открывает выставку общая информация об эвенках; разделы, сжато освещающие особенности их материальной и духовной культуры, дают представление о занятиях и быте коренного населения Сибири и Дальнего востока.
Авторами использован тематический принцип построения виртуальной выставки.
Основные источники – материалы и фотографии из коллективной монографии «Эвенки Приамурья: оленная тропа истории и культуры» / Под ред. А. П. Забияко – Благовещенск, 2012; информация с официальных сайтов Амурского государственного университета, Министерства культуры и архивного дела Амурской области, Центра по сохранению историко-культурного наследия Амурской области, Министерства внешнеэкономических связей, туризма и предпринимательства Амур. обл., с сайта «Эвенки Приамурья».
ВВЕДЕНИЕ
Эвенки - самоназвание эвэнкил, ставшее официальным этнонимом в 1931 году; старое название – тунгусы – коренной народ Российской Федерации (Восточная Сибирь). Живут также в Монголии и на северо-востоке Китая. Отдельные группы эвенков были известны как орочоны (оленные люди), бирары (приречные жители), манегры (коневоды), солоны (земледельцы и скотоводы). Язык – эвенкийский, принадлежит к тунгусо-маньчжурской группе алтайской языковой семьи. Выделяется три группы диалектов: северная, южная и восточная. Каждый диалект подразделяется на говоры. Общая численность эвенков составляет не более 80 тыс. человек, из них около 35 тыс. живет в северной части Восточной Сибири и на Дальнем Востоке.
В Амурской области основная часть эвенкийского населения проживает в трёх северных районах: Селемджинском (с. Ивановское/Улгэн), Зейском (с. Бомнак), Тындинском (с. Первомайское, с. Усть-Нюкжа, с. Усть-Уркима).
ИЗ ИСТОРИИ ОРОЧОНСКИХ РОДОВ КОНЦА XIX - НАЧАЛА XX ВВ.
В Амурской области в начале 90-х гг. ХIХ в. кочевало восемь родов орочонов – Боягирский, Нинаганский, Шологонский, Первый и Второй Кандыгирские, Буллоторский, Болдотский и Ново-Болдотский.
Орочоны Нинаганского рода, численностью до 350 человек, были расселены главным образом в районе Джалинды, уплачивали ясак в Албазино.
В документальном фонде музея хранятся уникальные документы рода Нинаган за 1856-1906 гг.
Расписка чиновника особых поручений Фуругельма о продаже пороха и свинца старосте Нинаганского рода Григорию Николаеву. 10.01.1858 г. |
Квитанция командующего 1-й сотней 1-го Амурского полка заурядника Х. Тонких об уплате ясашной подати |
Расписка Албазинского Станичного казначения Н.Чернова в том, что у старосты Нинаганского рода взята ясачная подать за 1884 г. 3.03.1885 г. |
ХОЗЯЙСТВО И МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА
Почти до начала Второй мировой войны эвенки вели кочевой образ жизни. Кочевали родами, состоявшими из многих семей. Каждый род имел своего главу. Так сложилась культура, характерная для кочевого охотника (конический чум, тунгусские лыжи, посуда и лодка из бересты, не стеснявшая движений распашная одежда, обтяжная обувь, детская колыбель необычной формы).
Семья эвенков возле летнего чума. р. Бурея конец XIX – начало XX вв. |
Стойбище тунгусов. Начало XX в. |
Эвенк с пальмой возле чума. Пальма – нож на длинной рукояти (до 1 м.). Применялась при продвижении сквозь густые заросли, рубке дерева, забое оленей и в обороне.1910 г. |
Летние юрты и типы орочён. Амурская обл., 1885 г.
|
Эвенки проводили верхом на олене большую половину своей жизни. Именно верховой олень - главная визитная карточка этого народа.
Эвенки говорят: «Тайга кормит оленя, а олень – эвенка». Олень для эвенка всё: и транспорт, и пища (целебное и питательное молоко, масло), ещё возле оленя можно согреться, из оленьих рогов (а их олени сбрасывают раз в год) можно сделать разные полезные предметы, для ребенка маленький олень – настоящий друг.
Караван орочонов. Начало XX в. |
Перевозка орочоном ребёнка на олене. Начало XX в. |
Улукиткан сопровождает экспедицию Григория Анисимовича Федосеева. 1953 г. Улукитка́н (Семён Григорьевич Трифонов) – эвенкийский охотник, следопыт (принадлежал к роду Бута), проводник множества экспедиций по созданию карты труднодоступных районов Дальнего Востока. |
Верхом на олене. |
Ботало оленье. Мазановский район, 1950 г. |
Бэрэттик (часть сбруи) на передового оленя. |
Седло ездовое (детское). Амурская область, 1946 г. |
Поняга эвенкийская – доска продолговатой формы с ремнями для переноски поклажи охотника. Начало ХХ в. |
В 1920-е-нач.1930-х гг. большинство эвенкийских семей ещё продолжали кочевать в тех местах, где пасли оленей их предки.
В 1940 г., поселившись во вновь образованных посёлках, работая в совхозах и колхозах, эвенки начали заниматься земледелием и жить в больших деревянных домах, но основными источниками прибыли эвенкийских сельскохозяйственных предприятий оставались оленеводство и охота. Во время сезонных кочёвок чум сменила большая палатка, в которой устанавливалась металлическая печка.
В дальнейшем эвенкийские посёлки были электрофицированы, появились средние школы, детские сады, ясли, клубы, больницы, интернаты.
Первый поезд в Усть Нюкже. Фото Андрея Козейчука. 1940-е гг. |
Совхоз «Улгэн». Амурская обл., Селемджинский р-н, с. Ивановское, 1976 г. |
В пионерской комнате школы. Амурская обл., Селемджинский р-н, с. Ивановское, совхоз Улгэн, 1979 г. |
На уроке русского языка. Амурская обл., Селемджинский р-н, с. Ивановское, совхоз Улгэн, 1979 г. |
Одним из основных занятий эвенков являлась охота. Охотились с помощью лука, самострела, ловушек, петель, ножа на длинной рукояти (кото, уткен). С конца ХVIII в. распространяется огнестрельное оружие и капканы. При охоте на оленя применялась берестяная труба (оревун), имитирующая крик самца. Косуль и кабаргу приманивали пищалкой – пичавун. У нерчинских и верхнеамурских эвенков практиковалась облавная охота на диких коз. По тайге ходили на лыжах – голицах (кингнэ, киглэ) или подбитых камусом (суксилла), лыжная палка (сэвгурэ) имела на верхнем конце крючок для цепляния за деревья при подъемах. Груз везли на ручных санях, нарте или волокуше (умэй) из покрытой льдом шкуры. Необходимой частью снаряжения охотника была поняга (понагэ, талми) – наспинная дощечка на лямках с тесемками, к которым привязывались необходимые в дороге предметы. Распространена товарная пушная охота на соболя, белку, лисицу, горностая, песца.
Охотники приманивают изюбра при помощи трубы оревуна. Начало ХХ в. |
Эвенкийский охотник Г.И. Яковлев. |
Самолов (черкан) с тетивой из скрученной полоски кожи и насторожкой из черного конского волоса. Верхняя Бурея, начало ХХ в. |
Капкан эвенкийский – давящая ловушка на мелкого пушного зверя. Конец ХIХ – начало ХХ вв. |
Футляр для охотничьего ножа. |
Ганды – стальная пластина для правки ножа. Джелтулакский район, начало ХХ в. |
Рыболовство имело подсобное значение. Рыбу ловили в основном летом. Основные орудия лова – ставные сети (пущальни), плетенные мордуши, остроги, крючки (в том числе деревянные). Пользовались наживкой из оленьего волоса (печер); при подлёдном лове пользовались удочкой (хинда), острогой, сетью пущальней; над прорубью ставили чум. На Амуре кололи красную рыбу острогой с неподвижным (бадар) или подвижным (эйгу, элгу) наконечником, иногда стреляли из лука.
По воде передвигались на лодках с двухлопастным веслом – долбленых, иногда с дощатыми бортами (онгочо, утуннгу) или берестяных (дяв), плотах (тэму).
«Кяхоле» - прибор для прикрепления начала сети при плетении. Амурская область, 1902 г. |
Приспособление для вязания мелкоячеистой сети. Первая половина ХХ в. |
Поплавок из бересты. ХХ в. |
Одной из основных отраслей хозяйственной деятельности эвенков являлось изготовление домашней утвари и предметов промысла.
Металлообработка, поделки из дерева, кости, рога считались мужским занятием. Всеми этими навыками обладал практически каждый эвенк, но были и кузнецы, резчики по дереву, кости, бересте. Обработкой шкур занимались как мужчины, так и женщины. Пошив одежды, изготовление кумаланов, берестяных покрышек на чум и других предметов быта были в основном женскими обязанностями.
Эвенкийские кузнецы за работой. Фото А.А. Макаренко. Эвенкийский национальный округ, 1908-1910 гг. |
Изготовление кумалана эвенкийской мастерицей. 1980-е гг. |
Коврик сувенирный из кусков оленьего меха. Амурская область, Тындинский район, с. Первомайское, 1980-1990-е гг. |
Рубанок эвенкийский «Хандавун» для тонкой стружки. 1927 г. |
Нож для обработки шкур. Тындинский район, совхоз «Заря». ХХ в. |
Стол эвенкийский для летнего чума. На оборотной стороне столешницы орнамент в виде геометрического рисунка и оленей. Тындинский р-н, совхоз «Заря». |
Муручун - шкатулка для хранения семейных святынь. Амурская область, начало ХХ в. |
Колыбель деревянная. Зейский район, с. Бомнак, ХIХ в. |
Чуявон – туесок из бересты. Тындинский р-н, совхоз «Заря», 1950 г. |
Короб эвенкийский берестяной. |
Мурутюк эвенкийский для хранения посуды. Середина ХХ в. |
ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА
Господствующим верованием у эвенков-орочонов был шаманизм – вера в духов. Они полагали, что Вселенная состоит из трёх миров: Верхнего, где восходит солнце (солнце, звёзды, луна-энекан буга), Среднего, где живут люди (земля), и Нижнего, где заходит солнце (земля умерших предков). Считалось, что Верхний и Нижний миры простым людям недоступны, в них могут попасть только шаманы, причём наиболее сильные, которые и формировали у простых эвенков представления об этих мирах.
Шаман является особым лицом, избранным духами для того, чтобы быть посредником между ними и людьми. Процедура связи с духами, во время которой шаман просит у них защиты от враждебных сил, а также благополучия, здоровья, удачи, называется камланием.
Шаман имел специфический кафтан (ломболон, самасик) с бахромой и металлическими нашивками, колокольчиками и др., шапку с бахромой, спускавшейся на лицо, иногда с рогами оленя, бубен (унгтувун, нимнгангки) неправильной овальной формы с колотушкой (гису), иногда посох и длинный ремень. Полный шаманский костюм надевался при больших церемониях, обычные камлания происходили в простой одежде.
Тунгусский шаман. Начало XX в. |
Камлание. Начало ХХ в. |
Шаманский чум. |
Сэли (мамонт) в виде рыбы налима с рогами оленя. Подвеска на шаманском костюме А.И. Ростолова. |
Агды - дух грома |
Колотушка шамана к бубну. 1933 г. |
Бубен шамана. Селемджинский район, конец ХIХ - начало ХХ вв. |
Корона ритуальная эвенкийского шамана. Изготовлена из ровдуги, обшита полосками ткани, украшена кожаными кистями, круглым бронзовым зеркалом «толи», увенчана металлическими рогами с шестью отростками. Амурская область, начало ХХ в. |
Кафтан ритуальный эвенкийского шамана Арександра Ивановича Ростолова из рода Нинаган. Амурская область, Тындинский (Джелтулакский) район, начало ХХ в. |
ЭВЕНКИ XXI ВЕКА
Согласно данным за 2010 г., в Амурской области проживает 1481 представитель эвенкийского народа, что составляет 0,18% от всего населения региона.
Далеко не все представители данного этноса ведут традиционный образ жизни – разводят оленей, охотятся в тайге. Большинство живут в посёлках, работают на приисках, в школах, детсадах и сельских администрациях, говорят преимущественно на русском языке.
В начале ХХI в. социально-экономическая и культурная ситуация в районах проживания эвенков начала стабилизироваться. Разработаны целевые программы поддержки общин, выделяются субсидии на строительство жилья, ремонт школ и других общественных зданий, поддержку оленеводства и т.д.
Открытие новой школы.Селемджинский район. с. Ивановское. 2000-е гг. |
Воспитанники детского сада «Звёздочка». |
Эвенк-охотник. Амурская область, Селемджинский район, |
Второй областной этнический семинар-практикум декоративно-прикладного творчества «Самоцветы Севера». с. Первомайское Тындинского района. |
В настоящее время в Амурской области зарегистрировано 17 семейно-родовых и территориально-соседских (в том числе промысловых) эвенкийских общин.
В с. Первомайском Тындинского района действует этнографический комплекс для туристов «Эвенкийская деревня».
Главные ворота этнографического комплекса «Эвенкийская деревня». |
Газета "Аргументы и факты" № 50 2010 г. со статьей «Пошаманить в деревушке» (о строительстве туристического комплекса "Эвенкийская деревня"). Автор - Иван Зубарев. |
Возрождать культуру, пропагандировать семейные ценности, призваны ежегодные эвенкийские праздники. В марте проводится «День охотника и оленевода», в конце мая - «Бакалдын» («Встреча», эвенкийский Новый год). На этих праздниках встречаются родственники, знакомятся юноши и девушки, проводятся спортивные состязания по национальным видам спорта, вспоминаются некогда забытые обряды: «Кормление огня», «Проводы на охоту», обязательны конкурсы «Лучшая хозяйка чума», «Эвенкийская национальная кухня» и выставка-продажа национальных изделий.
Активно развивается творческая деятельность. Существует несколько национальных танцевальных и вокальных коллективов, объединений мастеров декоративно-прикладного искусства.
День охотника и оленевода. Метание маута на хорей. Амурская обл., Тындинский р-н, с. Усть-Нюкжа, 2016. |
День охотника и оленевода. Гонки на оленях. Амурская обл., Тындинский р-н, с. Усть-Нюкжа, 1995 г. |
«Бакалдын». Обряд камлания, шаманка И.С. Воронина. Амурская обл., Зейскский р-н, с. Бомнак, 2010 г. |
Эвенкийский национальный праздник «Бакалдын». Амурская обл., Тындинский р-н, с. Усть-Нюкжа, 2000-е гг. |
«Бакалдын». Участники ансамбля «Гудяй Дуннэ». Амурская обл., Селемджинский р-н, с. Ивановское, 2013 г. Фото А. Оглезнева |
Второй областной этнический семинар-практикум декоративно-прикладного творчества «Самоцветы Севера». Амурская обл., Тындинский район, |