Виртуальная выставка «Медальерное искусство Павла Никиткина»
ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ!
Вашему вниманию предлагается виртуальная выставка «Медальерное искусство Павла Никиткина».
В 2018 г. в Амурском областном краеведческом музее открылась выставка живописи и скульптуры известных российских художников «Золотая палитра России». Составной частью выставки был комплекс медалей 1990-х-2000-х гг. (30 ед.) из личной коллекции амурского художника и писателя Павла Малкеровича Никиткина.
Впоследствии все медали были переданы автором в собственность областного музея. Часть коллекции и послужила основой виртуальной выставки.
Выставка построена по тематическому принципу.
Текст согласован с П.М. Никиткиным.
Экспонаты выставки - медали памятные односторонние; материал - алюминиевый сплав (силумин); техника - литье, чеканка, полирование; средний размер медалей - d-10,5 см, h - 1,3 см; учетные обозначения - АОМ 30110/1-29.
С уважением, Инна Васина,
ученый секретарь ГБУ АО «АОКМ», автор выставки
СОДЕРЖАНИЕ
Медальерное искусство - это разновидность мелкой пластики, искусство создания медалей. Главными техниками медальерного искусства являются литьё и чеканка.
Искусство изготовления медалей как особых художественных объектов, представляющих собой диски из цветных металлов (золото, серебро, электрум, бронза, медь, свинец) с изображениями и надписями на обеих сторонах, зародилось в Италии в эпоху Возрождения. Первоначально медали имели мемориальное значение, были литыми и создавались в единственном экземпляре. Во второй половине XV века медальерное искусство получило распространение в странах Европы.
В России первые медали исполнены на рубеже XVII-XVIII веков и посвящались военным победам. Своего расцвета российское медальерное искусство достигает в период классицизма второй половины XVIII - начала XIX веков. Медальеры С. Ю. Юдин, Т. И. Иванов, К. А. Леберехт, А. А. Клепиков, А. П. Лялин, П. П. Уткин посвящали свои работы важнейшим историческим событиям в жизни России, великим полководцам, деятелям науки и культуры.
В конце XIX - начале XX веков российское медальерное искусство пережило упадок.
Советские медальеры (А. Ф. Васютинский, Н. А. Соколов, Д. К. Степанов, С. А. Мартынов, И. И. Цыганков) стремились найти новый художественный язык медальерного искусства и отразить дух эпохи. С 1950-х годов выпуск мемориальных медалей приобрёл регулярный характер.
Современная же эпоха часто отличает медальное искусство общими нетрадиционными тенденциями в искусстве и применением нестандартных инновационных материалов, требующих модернизации производства и совершенствования общего подхода.
Источник: https://w.histrf.ru/articles/article/show/miedaliernoie_iskusstvo
Павел Малкерович Никиткин (род. 12.11.1950) – амурский писатель, скульптор, лауреат Амурской премии в области литературы и искусства, лауреат литературной премии им. А. Д. Коптяевой, член Союза российских писателей (2000), руководитель его Амурского отделения.
В прошлом - выпускник Абрамцевского художественно-промышленного училища (1970), филологического факультета БГПУ (1985),
С 2003 года - член Союза художников России, автор поэтических сборников «Охотничей тропой» (1997), «Осенние зори» (2000), «Вдоль березовой страны» (2010), сборника рассказов «Алешкина охота» (2005), романа «Русский берег» (2009) и др.
Сегодня П.М. Никиткин является членом комиссии по присуждению Премии в области литературы и искусства в Амурской области, возглавляет Общественный совет по культуре при министерстве культуры и национальной политики Амурской области.
П.М. Никиткин - автор памятника жертвам политических репрессий (в п. Новобурейский), памятных мемориальных досок писателю А.И. Солженицыну (в г. Свободном), амурскому поэту, члену Союза писателей России Олегу Маслову (в г. Благовещенске).
Как скульптор много лет работает также в области медальерного искусства. Его композициям присущи лаконичность и выразительность пластики. Произведения художника получили признание зрителей на областных, региональных, зарубежных выставках в Благовещенске, Хабаровске (Россия), Хэйхе и Харбине (КНР).
Самый большой комплекс переданных медалей посвящен персоналиям:
- историческим деятелям, чьи имена связаны с историей Приамурья (генерал-губернатору Восточной Сибири Н.Н. Муравьеву-Амурскому, первому военному губернатору Амурской области Н.В. Буссе, выдающемуся исследователю Дальнего Востока адмиралу Г.И. Невельскому и др.), ученым (Р.К. Мааку, П.А. Флоренскому);
- писателям-классикам и дальневосточным литераторам (А.С. Пушкину, Н.В. Гоголю, В.В. Маяковскому, П.С. Комарову и др.).
Художник, стремясь к документальной точности, добился значительной выразительности, портретного сходства. Образы выглядят достаточно монументальными, чему способствуют высокий рельеф, манера лепки и особенности медальерного портрета — тщательная проработка деталей, умелое построение композиции, что позволяет выразить характер человека.
Например, изображение Н.Н. Муравьева-Амурского отличается благородством и твердостью пластических форм. В нем привлекают внимание сосредоточенный взгляд, высокий лоб, суровые черты лица, приспущенные внешние уголки глаз, что составляет портретное сходство и что позволило художнику отразить характер своего героя.
В медалях, где главные герои Н.В. Буссе, Ф.М. Достоевский, П.С. Комаров, автор не просто следует традициям советского медальерного портрета — безукоризненной подаче отдельных деталей рельефа, умелому построению композиции, а применяет символику и даже использует своеобразный сценарий.
Например, в медали, посвященной Николаю Васильевичу Буссе (1828-1866), изображение первого военного губернатора Амурской области помещено на аверсе вместе с уменьшенным гербом Амурской области к. 19 в.
Своеобразно, на одной медальерной плоскости, автор объединяет крупно и объёмно выполненный портрет русского писателя Ф.М. Достоевского, на заднем плане хаотично расположенные дома – это образ Петербурга – города «белых ночей», в котором происходят события многих романов классика.
Справа от портрета амурского поэта Петра Комарова свернутая рукопись как символ литературного труда, пейзаж на заднем плане - воспетое в стихах родное сердцу Приамурье.
Все портреты, выражающие индивидуальную суть человека, его внутренний мир, особенности занятий и характера, даются Никиткиным крупным планом, занимая весь аверс, что предельно приближает их к зрителю.
Особо все же следует отметить портрет «вождя мирового пролетариата» В. И. Ленина. Эта медаль отличается плакатностью изображения. Здесь находит свое развитие понимание медали как скульптурного памятника. Художник применяет интересный изобразительный метод лепки головы, выступающей из букв (фона), сложенных в слово «Ленин». Таким образом, фон становится скульптурной массой, он включается в образный строй изображения, усиливает сочность и энергичность лепки. Такой метод позволил полнее раскрыть силу и энергетику образа В. И. Ленина.
Исторические деятели
Ученые, исследователи
Писатели, поэты
Но портрет В.И. Ленина воскрешает не только образ вождя, но и его эпоху, его идеи и предначертания. «Хлебопашцы», «Литейщики» - сюжетно-тематические медали, в основе которых – образные категории и элементы поэтической метафоры, напоминающие известные строки:
От Москвы до самых до окpаин,
С южных гоp до севеpных моpей,
Человек пpоходит как хозяин
Hеобъятной Pодины своей…
Тема медалей – созидательный труд народа, простого человека. Для них характерны опять же монументальность, камерность и станковизм. Никиткин, следуя традициям советского медальерного искусства, отдает приоритет волевому и сильному герою-труженику. Здесь важна не торжественная демонстрация результатов ударного социалистического труда, а показ человека в работе, когда актуальным стал девиз: "Труд-творец всех человеческих ценностей, как материальных, так и духовных".
Есть у Никиткина и медали, связанные с определенными историческими событиями, где автор как скульптор смело использует решения, основанные на применении аллегорий и символов.
Например, медаль, посвященная событиям 1937 г. В центре - две одинокие фигуры женщины и мальчика-подростка, оставшихся без кормильца. От них исходят лучи в виде колючей проволоки. Психологическая глубина, раскрытие темы, проникновение в суть трагического 1937 г. и идейно-образное содержание - главное в этой миниатюрной скульптуре.
В 1980-х годах в медальерном искусстве получает развитие и такой жанр, как пейзажный. В медалях Никиткина пейзаж – опять же символический. Например, напряженные линии медали «Журавли, взмывающие ввысь» придают композиции особую динамичность, космическую напряженность.
Журавль – птица, которой особенно импонирует художник, подчеркивая ее значение как птицы благородной и символа Муравьевского национального парка - гордости Амурской области. Интересно, что медаль «Муравьевсвкий парк» изготовлена в форме герба, как будто художнику стало тесно в официальных и традиционных рамках медальерного искусства и он стремился выйти за его пределы.
И наконец, выразительность медали может быть связана с иронической подачей темы, легким юмором (медали «Бурундук», «Лучшему рыболову», «Саша+Маша=любовь), где просматриваются влияние лубка и детского рисунка, а определяющим моментом является декоративность.
Таким образом, все медали амурского скульптора П.М. Никиткина обладают несомненной художественной ценностью, осмысливают события местной и российской истории и культуры, являясь памятниками в миниатюре событиям и людям.
Удобство работы с малой формой, быстрота воплощения задуманной идеи сделали для Никиткина медаль тем экспериментальным полем, где скульптором активно велись поиски новых образных, композиционно-пластических и фактурных решений.
В целом же для медальерного искусства свойственны разнообразие тем, устойчивость композиционных приёмов и иконографических типов, ясная и лаконичная пластика. Это связано с необходимостью вписать все элементы в заданную форму (обычно круг), не разрушая при этом конструктивного единства надписей и изображения.
Павлу Малкеловичу как Мастеру это удалось в полной мере!