Выставка «Прокопий Рязанцев. Встреча через полтора столетия»
10 августа 2018 г. в Амурском областном краеведческом музее состоялось открытие выставки «Прокопий Рязанцев. Встреча через полтора столетия».
Это проект Нерчинского краеведческого музея, который реализован в результате победы в конкурсе «Музейный десант - 2017» на средства гранта Благотворительного фонда Владимира Потанина.
Центральное мероприятие проекта - организация работы передвижной выставки первого забайкальского художника Прокопия Николаевича Рязанцева (1829-1897) в четырех городах: Нерчинске, Чите, Иркутске, Благовещенске, а важнейшее научное достижение – художественный альбом, который можно будет увидеть в экспозиции.
Впервые жителям и гостям Благовещенска представлены работы художника из фондов Нерчинского краеведческого музея, Забайкальского краевого краеведческого музея им. А.К. Кузнецова, Иркутского областного художественного музея им. В.П. Сукачёва, Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамеры): это картины («Стойбище тайши Тугултура Тобоева на берегу р. Ага, на устье пади Бырка», «Цугольский дацан», «Девушка с розой»), акварели («Благословение ламы шеретуем»), рисунки («Нерчинск в 1855 году»), фоторепродукции несохранившихся работ («Большая улица в Нерчинске») и др.
Интересный факт: картину «Река Амгунь, впадающая в Амур», хранящуюся в Музее антропологии и этнографии Российской Академии наук, П.Н. Рязанцев преподнес в Благовещенске будущему царю Николаю II во время его возвращения из восточного путешествия в 1891 г., за что и получил серебряную медаль с изображением Александра III.
Выставка дополнена картиной «Буряты у ручья» (1879 г.), поступившей в 1939 г. в фонды Амурского областного краеведческого музея.
Работа выставки продлится до 10 сентября 2018 г.
Прокопий Николаевич Рязанцев родился 12 (24) февраля 1829 г. в семье нерчинского мещанина Николая Ивановича Рязанцева. Его, единственного во всей семье, отдали на обучение в Нерчинское приходское училище. Успехи в обучении были неплохими, и из третьего отделения приходского училища он был переведен в первый класс Нерчинского уездного (гражданского) училища. Уже в первые годы обучения у него проявились особые способности в рисовании, черчении, чистописании и каллиграфии, на что обратили внимание учителя. Из-за нехватки средств отец решил забрать сына из училища, но учителям Крюкову и Чеусову удалось уговорить не делать этого, при этом они взяли мальчика на свое попечение. Чеусов «стал давать Рязанцеву отдельные уроки живописи и снабжал его масляными, акварельными красками и всеми необходимыми принадлежностями для рисования. Рязанцев с увлечением занимался и оказывал большие успехи.
В 1845 году нерчинский купец Верхотуров получил из Эрмитажа заказанные им копии живописных полотен знаменитых западных мастеров и организовал в своем доме первую в Забайкалье частную картинную галерею; эту выставку посещал и Прокопий, в дальнейшем в своих работах использовал технику именитых профессиональных художников.
Кандидатура Прокопия Рязанцева была выдвинута на должность преподавателя рисования Нерчинского уездного училища, для утверждения чего он представил начальству свои рисунки, прописи по чистописанию и каллиграфии, чертежи. Начальство же отправило их на рассмотрение в Академию Художеств, где они получили похвальный отзыв. Прокопий Рязанцев был утвержден в должности преподавателя искусств Нерчинского уездного училища в 1861 году и проработал в этой должности 26 лет. Проживал со своей семьей (жена - Параскева Григорьевна Семенова) по улице Першинской №129 (позже Трудовая №52). В семье родилось 7 детей, лишь трое из них выжило.
При годовом жаловании в 260 рублей денег на содержание семьи не хватало, поэтому он работал на заказ: рисовал портреты, пейзажи, натюрморты, а также писал иконы. Кроме этого, он находил время и для работы для души: серия живописных и акварельных работ, незаконченные эскизы и наброски на тему бурятского быта и буддийской религии считаются наиболее ценными как в художественном, так и этнографическом отношении. Эти работы были удостоены признания уже при жизни художника. Картины П. Рязанцева дают редкую возможность прикоснуться ко многим сторонам истории этнокультуры нашего края. В 1862 году художник принял участие в первой «сельскохозяйственной и промышленной выставке», проходившей в Чите, где представил 5 акварельных работ на бурятскую тему, которые привлекли внимание общественности и получили высокую оценку. Одна работа оказалась в собственности представителя Российского императорского дома: в 1873году г. Нерчинск посетил Великий князь Алексей Александрович (четвертый сын Александра II), П. Рязанцев преподнес ему картину, изображающую моление лам у ключа. Ответным жестом высочайшего гостя стали именные часы с цепочкой и соответствующая грамота. В 1891 году, находясь уже в Благовещенске, Прокопий Рязанцев вручил свою работу цесаревичу Николаю Александровичу, также получив при этом ценный подарок. Вообще владельцами его картин стали известные жители Нерчинска, Читы, Благовещенска, Кяхты и других сибирских городов.
Продолжая преподавать в училище, он давал и частные уроки: его учеником был Н.И. Верхотуров, ставший впоследствии довольно известным художником, А.П. Колосов, которому в 1887 году Рязанцев передал свое преподавательское место. 7 сентября 1887 года Прокопий Николаевич с семьей переехал в Благовещенск, забрав с собой «личное дело», что стало причиной скудности сведений о художнике.
7 (19) сентября 1897 года в 12 верстах от Амура и в 200 верстах от города Николаевска Прокопий Николаевич скончался.