Благовещенцы (Е)
(р. 15.03.1864, с. Мостцы Владимирского у. Владимирской губ. - 1922), епископ Приамурский и Благовещенский (1909-1914).
Сын священника, образование получил в Суздальском духовном училище (1874/78) и Владимирской духовной семинарии (1878/84), окончил со званием студента. Учитель Афанасьевского земского народного училища Владимирской губ. (1884/87). Рукоположен во диакона (30.08.1887) к церкви с. Карабанова с назначением законоучителем школы при фабрике купцов Барановых. Овдовел через 7 мес. супружеской жизни и поступил в Московскую духовную академию (1893/97), которую окончил со званием магистранта. Принял монашество с именем Евгения в Боголюбском монастыре, возведен в сан иеромонаха и назначен инспектором Владимирской духовной семинарии. Архимандрит (1899), ректор семинарии. Епископ Сумский, викарий Харьковской епархии (31.10.1905). Состоял председателем епархиального комитета по рассмотрению проповедей, цензором «Епархиальных ведомостей», председателем епархиального училищного совета, председателем совета Озерянского Богородичного братства, председателем епархиального миссионерского совета и харьковского комитета Миссионерского общества, временно управлял Харьковской епархией.
Назначен епископом Приамурским и Благовещенским (22.05.1909), прибыл в Благовещенск 29.07.1909. В 1910 получил от Синода разрешение на открытие близ Хабаровска Тунгусского мужского монастыря в честь Феодоровской иконы Божией Матери. В том же году его трудами был открыт благовещенский Албазинский женский монастырь. Всего за время его управления епархией было построено 20 храмов и получено разрешение на строительство еще 11 церквей, открыто около 50 церковноприходских школ. Был проведен ремонт зданий Благовещенской духовной семинарии, которая была восстановлена в составе всех классов. В 1912 было открыто новое здание свечного завода. Ежегодно проводились епархиальные богословские чтения. Пользовался в епархии всеобщей любовью за сердечное человеческое внимание к пастве и клиру.
Высочайшим указом от 11.07.1914 назначен епископом Костромским и Галичским.
Принимал меры по созданию госпиталей для раненых на полях 1-й Мировой войны, оказанию помощи беженцам и семьям фронтовиков. Летом 1916 поддержал инициативу городской думы в устройстве в Воскресенской церкви Костромы мемориала памяти погибших на войне костромичей. Публично отозвался на убийство Г.Е. Распутина, выступая 25 дек. 1916 по случаю Рождества в городской думе Костромы, сказав:
"Поздравляю вас с радостью, случившеюся в последние дни. Одеяло из черных облак, омрачавших наш небосклон, спустилось". Поддержал Февральскую революцию, в проповеди 10 марта 1917 приветствовал падение "вековых оков самодержавия", с уничтожением которого, по его словам, исчезли все препятствия на "пути к свободе, солнце которой во всем блеске засияло на Святой Руси". Участвовал в Поместном Собре Православной Российской церкви 1917-1918 гг. В дек. 1917 тяжело заболел, но 30 янв. 1918 присутствовал на Соборе и участвовал в прениях по докладу о епархиальном управлении. 6 марта получил от патриарха и Синода четырехмесячный отпуск. 3 авг. 1918 на Соборе было зачитано его сообщение о нападении красноармейцев на костромской Анастасиин женский монастырь. Архиерей не смог прибыть в Москву, т. к. военно-революционный штаб запретил ему покидать Кострому. 8 авг. Собор постановил считать его в отпуске, а 23 авг. он был определен на покой. По некоторым данным, находился в 1918 под арестом. Расстрелян в 1922, в период гонений на Церковь в России. Похоронен на кладбище села Писцова, ныне Комсомольского района Ивановской области
Награжден орденами – Св. Владимира 3-й и 4-й ст.; Св. Анны 2-й ст.; медалью в память имп. Александра III. Ист.: БЕВ. 1909. № 14-15; Древо. Православная открытая энциклопедия drevo-info.ru›Энциклопедия›24815.html
(18.01.1877, Московская губ. – 20.09.1937, Караганда), епископ Приамурский и Благовещенский (1914-1923).
Священномученик, митрополит Нижегородский (память 07(20) сентября в Соборах новомучеников и исповедников Российских, Казахстанских и Соловецких, в Соборе Нижегородских святых.
Из семьи диакона, окончил Московскую духовную семинарию (1898) и поступил в Московскую духовную академию. Принял постриг в монашество с именем Евгений (1900), рукоположен в иеромонаха (1902). После окончания академии назначен на место преподавателя сектоведения в Черниговской духовной семинарии, инспектор (1904). Ректор Иркутской духовной семинарии в сане архимандрита (1906). В то время в семинарии царило крайнее раздражение воспитанников против своего начальства. Отец Евгений сумел привести в порядок расстроенное смутой 1905 года учебное заведение, действуя без всякого применения репрессивных мер и заслужив общее доверие и любовь. В Иркутске, кроме обязанностей ректора семинарии выполнял сложные обязанности председателя епархиального училищного совета; был членом миссионерского комитета, членом Географического общества, братства во имя св. Иннокентия и редактором “Епархиальных Ведомостей”. Имел замечательный дар проповедника, поэтому проводимые им внебогослужебные собеседования по воскресным дням в семинарском храме охотно посещали и учащиеся, и интеллигенция, и народ. В 1909 являлся членом комиссии по освидетельствованию честных останков святого епископа Иркутского Софрония (Кристалевского). В 1910 сделал доклад о постановке миссионерских предметов в семинариях на Иркутском миссионерском съезде; все положения, высказанные в этом докладе, были единогласно приняты. В 1913 состоялась его хиротония в епископа Киренского, викария Иркутской епархии.
Епископ Киренский, викарий Иркутской епархии, высочайшим указом от 11.07.1914 назначен епископом Приамурским и Благовещенским. Прибыл на пароходе «Номерной» 18.09.1914 в Белогорье, где его встречала депутация епархии. От Белогорья служебным вагоном ж. д., вместе со встречавшими, прибыл на ст. Благовещенск. На станции состоялась официальная встреча. В течение девяти лет - епископ Приамурский и Благовещенский. При нем на территории нынешней Благовещенской и Хабаровской епархий достигло расцвета миссионерское и просветительское служение, было открыто много новых церквей и монастырь. Почетный и действительный член Иоанно-Богословского братства (1911). Являлся членом Священного Собора РПЦ 1917-1918. Арестован в 1923, в ночь под Успение, после всенощной в Благовещенском кафедральном соборе и заключен в тюрьму. На защиту своего архипастыря встал весь город, чекисты вынуждены были вызвать пожарную команду, которая, обливая толпу водой, кое-как рассеяла её. Даже сектанты пришли защитить Владыку. Все они глубоко почитали Святителя за миролюбие и правду. Пока архиепископ был в тюрьме, по городу ежедневно разъезжала телега с надписью: "В тюрьму для епископа хлеб". Пищи набралось такое количество, что владыка кормил заключенных. Вывезен в Читу, затем в Москву. После освобождения в том же году святейший Патриарх Тихон возвел его в сан архиепископа, а в мае 1924 включен в состав членов Священного Синода. В 1924 вновь арестован и приговорен к 3 г. заключения в Соловецком лагере особого назначения (СЛОН), с последующей высылкой на 3 года. В лагере пробыл до 1927.
Сщмч. Евгений (Зернов).
Алтарная фреска московского подворья Соловецкого монастыря.
Он был признан старшим среди епископов и остался им по общему согласию даже после того, как туда прибыли и более старшие по рукоположению. Будучи молитвенником и аскетом, также имел замечательный дар проповедника, был ревностным миссионером, бесстрашным исповедником Имени Христова перед лицом воинствующих безбожников. В июле 1926 принимал участие в составлении «Соловецкого послания»» (обращения к правительству СССР православных епископов). Дух документа преисполнен непоколебимой твёрдости во всём, что касается собственно свободы церковной жизни, совершенно чужд и малой тени соглашательства, безбоязнен в свидетельстве правды и свободен в своём мнении среди уз. В документе изложены факты гонения на Церковь и заявлено, что «политический донос совершенно несовместим с достоинством пастыря». С 1927 по 1929 владыка находится в ссылке в Зырянском крае (Коми-Зырянская АО). После выхода Декларации митрополита Сергия (Старгородского) владыка не отделился от него и не считал необходимым отделять заместителя от местоблюстителя Патриаршего Престола священномученика митрополита Петра (Полянского). Владыка был строгий постник и, невзирая на условия лагерной жизни, никогда не вкушал мяса, а также рыбы, если она предлагалась в неположенное время. Житейски был глубоко мудр, всегда тактичен и спокоен. Пастырям делал замечания всегда наедине в мягкой форме. Богослужения владыки отличались величием, покоем и благоговением. После освобождения в 1929 проживал в городе Котельнич Нижегородского края. 13 авг. 1930 назначен архиепископом Белгородским (назначение отменено). В авг. 1930 назначен архиепископом Котельническим, викарием Вятской епархии, а с 1933 временно управляющим Вятской епархией. В мае 1934 переведен на Нижегородскую (Горьковскую) кафедру. В 1935, после пасхальной службы, совпавшей с празднованием 1 мая, владыка собрался ехать домой. Близкие стали ему предлагать задержаться, пока пройдут участники демонстрации. «Что нам бояться, — ответил Владыка, — надо Бога бояться». И поехал домой по улицам в клобуке. Вскоре его арестовали в Горьком по обвинению «в антисоветской агитации» и приговорили к 3 г. заключения. Завершил свой земной путь, приняв мученический венец за Христа в Карагандинском лагере. В сент. 1937 тройкой при УНКВД по Карагандинской области приговорен к расстрелу, 20 сент. 1937 расстрелян. Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе РПЦ в авг. 2000 для общецерковного почитания.
Ист.: Биография и др. БЕВ. 1914. № 22; Древо. Православная открытая энциклопедия drevo-info.ru›Энциклопедия›24815.html
Переведена в 4-й класс (1917).
Переведен в 3-й класс по 2-му разряду (1917).
Жена - Мария Афанасьевна (1830-1860); 2-м браком - вдова казака Спиридона Егорова.
Евнович
Жена — Мелания Александровна (р. 1896.), ур. Савельева.
(21.01.1860, с. Серебряки Алексинского у. Тульской губ. – 31.01.1922, Москва), епископ Камчатский, Курильский и Благовещенский (04.10.1897-1899).
Архиепископ Владивостокский Евсевий (Никольский).
Митрополит Крутицкий, наместник Патриаршего Престола. Сын священника Тульской епархии. Окончил Тульское духовное училище и семинарию, Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия и правом на получение степени магистра (1885). Определен учителем русского и церковно-славянского языков в Могилевское духовное училище (11.09.1885), надзиратель за воспитанниками (16.03.-30.12.1888). Помощник смотрителя училища (30.12.1888). Член Могилевского уездного отделения епархиального училищного совета (02.05.1890-10.11.1893). Преподавал греческий язык (1892), делопроизводитель училищного правления (21.08.1892). Пострижен в монашество с наречением имени Евсевий (03.08.1893), возведен в иеродиакона (05.08.1893), иеромонаха (06.08.1893). Назначен членом Санкт-Петербургского духовного цензурного комитета с возведением в сан архимандрита (11.09.1893). Ректор Иркутской духовной семинарии (18.10.1893), архимандрит (06.11.1893). Член Иркутского комитета Православного миссионерского общества (30.10.1893). Помощник председателя Иркутского епархиального училищного совета (15.02.1894). Председатель комитета по постройке нового здания Иркутского епархиального женского училища (23.06.1894). Редактор «Иркутских епархиальных ведомостей (22.12.1894-31.12.1896). Епископ Киренский, викарий Иркутской епархии (24.01.1897), хиротонисан (26.01.1897).
Назначен на самостоятельную кафедру епископа Камчатского, Курильского и Благовещенского (04.10.1897). Прибыл в Благовещенск 04.02.1898. С первых же шагов его пастырской деятельности проявились замечательные качества его личности. Ревностно относился владыка к богослужению, истово проповедовал, блестяще сочетал любовь к просвещению с личной праведностью, ревностное проповедничество - с благотворительностью. Он ни на минуту не оставлял попечения о пастве. Председатель совета православного братства Пресвятыя Богородицы (1898). Почетный член Иоанно-Богословского братства (1900-1911). Почетный член братства Пресвятыя Богородицы (1900-1911). Почетный член братства «Всех скорбящих радосте» (1907/08). Назначен епископом открытой Владивостокской епархии (01.01.1899), выехал из Благовещенска 21.02.1899.
Архиепископ Владивостокский и Камчатский. 20 лет пребывания владыки на Владивостокской кафедре совпало с усиленным заселением Уссурийского края, с постройкой на Дальнем Востоке железных дорог, русско-японской войной. Это было время, когда русский Дальний Восток, дотоле мало обитаемый и почти пустынный, заполнялся русскими людьми, когда быстро возрастало его население и вместе с тем развивалось земледелие, торговля, промышленность. Край нуждался в усиленном духовном просвещении.
Перед прибытием в епархию в 1899, в первую неделю Святой Четыредесятницы владыка прибыл в Свято-Троицкую Шмаковскую обитель и провел там целую неделю, испрашивая себе Небесной помощи на многотрудное послушание устроения новой епархии. В монастырской тиши и уединении постом и молитвой подкреплял себя пастырь на предстоящее служение. Новая епархия занимала огромную территорию площадью 1 200 000 квадратных верст, в которой насчитывалось 69 церквей. Священников не хватало и, зачастую, приходы пустовали. По приезде нового правящего архиерея не нашлось даже помещения для него, и владыка Евсевий поначалу нашел приют в губернаторском доме. Единственный приходский Успенский храм Владивостока был переименован в кафедральный собор, а консисторию временно разместил у себя кафедральный протоиерей.
Однако, уже через год трудами Владыки Евсевия были открыты и Духовная консистория, и Попечительство о бедных духовного звания, Епархиальный училищный совет, Епархиальный комитет Православного миссионерского общества. С течением времени было построено и освящено свыше 170 храмов и более 100 церковноприходских школ. Только во Владивостоке при его непосредствеенном участии были построены и освящены храмы: Успенский (кафедральный), Покровский (кладбищенский), Петропавловский (на Первой Речке), школа-церковь в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» (миссионерская), не говоря уже о церквах военных и находящихся при учебных заведениях, а также о пригородном архиерейском подворье на Седанке, где на свои средства Владыка содержал 50 пенсионеров.
Много Владыка трудился и над устройством монастырей – Уссурийского Николаевского Свято-Троицкого мужского и Южно-Уссурийского Рождество-Богородицкого женского. 12 июля 1907 состоялось причисление к епархии церквей и духовенства северной Маньчжурии, а 1 янв. 1909 архиепископу Владивостокскому была подчинена Русская духовная Миссия в Сеуле. Все это являлось знаком особого доверия со стороны императора и Священноначалия Церкви.
Начиная со второй половины 1899, не жалея здоровья и сил, владыка Евсевий не раз объезжал всю свою огромную епархию, причем никакие трудности не могли воспрепятствовать ему посещать церковные приходы даже на Камчатке и Сахалине. Слыша о такой любви пастыря к пасомым, многие российские благотворители, начиная с августейших особ, жертвовали значительные суммы на создание новых храмов. Сам праведный Иоанн Кронштадский жертвовал на нужды монастырей и церквей Уссурийского края, на устройство библиотеки при школе с. Осиновка, а также пожертвовал для Александровского Сахалинского храма икону Божией Матери «Неуывядаемый Цвет», присланную ему лично со Святой горы Афон. Священники и учителя церковноприходских школ из других епархий просились и переводились на службу во Владивостокско-Камчатскую епархию. Мудрый Владыка определял кандидатов на должности не иначе, как после непосредственного знакомства с каждым из них. Для привлечения духовенства к делу религиозно-нравственного просвещения Владыка регулярно собирал епархиальные съезды. В 1903 по его инициативе было начато издание «Владивостокских епархиальных ведомостей». В типографии Свято-Троицкого Шмаковского мужского монастыря с его благословения печаталась духовная литература, распространявшаяся и за пределами епархии.
Одним из основных направлений деятельности правящего архиерея являлось миссионерство, ибо Владивостокско-Камчатская епархия была населена тогда многочисленными инородцами-язычниками – китайцами, корейцами, малыми народностями Дальнего Востока. Владыка поднял миссионерское дело на недосягаемую высоту. По всей епархии были созданы миссионерские станы для научения ведению миссионерской работы, открыты катехизаторские школы и курсы. Здесь учили не только Слову Божию, но преподавали уроки рационального ведения хозяйства. Дарования, добродетели и полезная деятельность правящего архиерея снискали ему любовь и уважение инородцев-язычников, немало из которых привел он к Таинству Святого Крещения. С благословения Владыки Евсевия было создано Православное Камчатское благотворительное братство, утвержденное Св. Синодом (1910), с целью донести слово Божие до самых отдаленных уголков епархии. Августейшим покровителем Братства стал цесаревич Алексей.
Благодатное служение владыки Евсевия было высоко оценено Священноначалием Русской Православной Церкви: 6 мая 1906 он был возведен в сан архиепископа, а в 1912 году ему была вручена Высочайшая грамота, в которой говорилось: «Продолжительное святительское служение Ваше на дальневосточной окраине нашего Отечества ознаменовано трудами и подвигами ревности вашей о славе святой Христовой веры и духовном благе ввереной вам паствы. Вашими заботами умножены храмы Божии, ширится и крепнет основанное на началах любви к Православной Церкви и преданности царю и Родине религиозно-нравственное воспитание подрастающего поколения, возвышается миссионерское делание среди многочисленных стремящихся к познанию Истины инородцев. По мысли Вашей учреждено Православное Камчатское Братство во имя Нерукотворенного Образа Всемилостивого Спаса, возбудившее глубокий интерес к духовным нуждам далекой Камчатки и привлекающее жертвы на их удовлетворение. В ноябре 1912 архиепископ Евсевий был вызван для присутствия в Св. Синоде, участвовал в прославлении святителя патриарха Ермогена, был назначен председателем Комиссии по выработке правил, регулирующих перевозку св. икон по водным путям. В 1917-1918 принимал участие в работе Поместного Собора РПЦ, после чего возвратился во Владивосток. Вскоре назначен постоянным членом Св. Синода, для чего вновь выехал в Москву. По окончании срока его деятельности в Священном Синоде в 1919-1920, не имея возможности по причине гражданской войны возвратиться в свою епархию, временно назначен управлять Смоленской епархией. В 1920 святитель патриарх Тихон назначил архиепископа Евсевия наместником патриаршего престола в Москве. 18 февр. 1920 избран митрополитом Крутицким. Столь высокое назначение митрополит Евсевий принял как временное, с условием, что при первой же возможности ему будет предоставлено право вернуться в свою родную Владивостокскую епархию. В последующие годы жил в Москве. Скончался 31 янв. 1922, за сутки до кончины служив Божественную литургию. Заупокойное богослужение совершил святитель патриарх Тихон со многими находившимися тогда в Москве иерархами в храме Христа Спасителя при большом стечении молящихся. Погребение состоялось в Новодевичьем монастыре, с северной стороны Смоленского собора. В частной владыка Евсевий жизни отличался простотой, незлобием, нищелюбием и всепрощением к окружающим. Награды: высочайшая грамота (1912); бриллиантовый крест на клобук (1915); ордена - Св. Александра Невского (1912); Св. Владимира 3-й ст. (06.05.1898) и др.
Ист.: БЕВ. 1897. № 1; Древо. Православная открытая энциклопедия drevo-info.ru›Энциклопедия›24815.html
Переведен в 5-й класс по 2-му разряду (1917).
Евсеевы
Евсеевы
Окончила полный курс с переэкзаменовкой (1916).
Переведен в 5-й класс по 2-му разряду (1912).
Евсеенко
Один из основателей и преподаватель Благовещенского художественно-промышленного училища (1920).
Автопортрет. 1922. АОМ 26216.71
Талантливый педагог, живописец, рисовальщик. Учился в Казанской художественной школе (окончил в 1901) и Академии художеств, в мастерской Д.Н. Кардовского и И.Е. Репина (1901–1909). Преподавал рисование в Казанской художественной школе (1909–1911, 1918–1920). В 1920, не приняв советской власти, вместе с колчаковцами уехал в Благовещенск, где преподавал в художественно-промышленном училище (1920–1930) и Благовещенском педагогическом училище. Был учителем нескольких поколений дальневосточных художников.
Монахиня московского Зачатиевского монастыря, назначена настоятельницей с возведением в сан игумении (указ Синода от 07.10.1916).
Прим.: числился в БРЭМ, дело 1938, 3 л. Сестра? – София Константиновна, числилась в БРЭМ, дело 1938-1939, 13 л. Дети: Дмитрий Александрович, дело 1938-1941, 15 л.; Надежда Александровна, дело 1936-1938, 21 л.; София Александровна, дело 1935-1938, 18 л.
Егоренковы
Эмигрант в Маньчжурии, числился в БРЭМ, дело 1935-1944, 37 л.
Дети: Ксения; Иван (1861-1862).
АОМ 6744.212
Возможно, Иннокентий Ефимович, компаньон ТД Чурина.
Начальник пристани Амурского речного пароходства, приговорен тройкой ОГПУ ДВК 29.01.1933 к 10 г. КЦЛ.
Эмигрант в Маньчжурии, числился в БРЭМ, дело 1935, 6 л.
Егоровы (I)
Окончил Благовещенскую мужскую гимназию (пост. 1896), три курса коммерческого института, Киевское военное училище (1916); в войне с Германией (1916). Эмигрант в Маньчжурии, сотник Амурской станицы СКДВ, числился в БРЭМ, дело 1935-1944, 20 л.
В 1894 владел паем «Восточно-Сибирского золотопромышленного т-ва». Участник известкового завода на р. Зее (1899–1902). Член учетного к-та благовещ.Общественного банка (1900). Распорядитель дел, участник и представитель «Зейского горно-лесопромышленного т-ва» (1906–1910), участник и распорядитель дел «Амурско-Зейской пароходной компании». Владелец пр-ка Надёжный (30 раб., 1907–1910). Золотопромышленник Амурского горн. окр., владелец пр-ка Гутинский (1914). Член Благовещ. биржевого об-ва и к-та (входил в арбитражную комиссию, 1912–1914) и учетно-ссудного к-та отделения Гос. банка. В янв. 1917 по представлению Мин-ва финансов награжден медалью «За усердие». Выборщик в гор. думу по имущественному цензу (1909), домовлад.: ул. Большая, 79. Фото АОМ 6744.212? Жена — Варвара Ивановна (1867–04.03.1908). Дети?
Арестован 08.01.1933, управлением КГБ Читинской обл. 07.01.1956 дело прекращено.
Егоровы (II)
Выборщик гласных в городскую думу на 1910 -1914 гг. по имущественному цензу.
Представитель опеки Г.И. Антонова, выборщика гласных думы на 1910-1914 гг.